Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

НОВОСТИ АССОЦИАЦИИ: ПОДДЕРЖИМ ПРОЕКТ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "НОШУЛЬ"

Опубликовано: .

Уважаемые коллеги, давайте поддержим проект «Баркас Ношульской пристани» сельского поселения "Ношуль" и проголосуем за него на сайте https://kultsled.ru/barkas-noshulskoj-pristani/ 

Проект "Баркас Ношульской пристани"

Регион: Республика Коми

Место проекта: Село Ношуль, Прилузский район

Чему посвящен арт-объект: Ношульской пристани. Ношульская пристань располагалась на протяжении 2 верст на обеих берегах северной реки Луза. Становление пристани связано с доставкой грузов через Архангельск в Англию и Голландию. В основном, за границу отправляли хлеб из имений Строгановых и княгини Бутеро, которые располагались в Пермском и Вятском наместничествах в конце 16-го – начале 17-го веков. Также хлеб требовался для снабжения стрелецких государевых войск и работных людей. От спроса на зерновые зависело и строительство, и сплав барок (речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской, конной, а позднее — туэрно-цепной тяги с Ношуля. Помимо хлеба через Ношульскую пристань доставляли сало, семя льняное, паклю, лен, льняной выбой и поташ (соль – прим. авт.). Чем больше товара доставляли в Ношуль, тем более там строилось барок. Так, в 1830-ом отмечался высокий спрос на барки. Построено 150 барок, цена на одну составила 2 500 рублей. В 1837 и 1838 годах товаров доставляли мало и за барку купцы платили всего по 500 рублей. Сплав барок к Архангельску начинался с реки Луза, которая относилась к категории лесных горных рек. Барки ничем не буксировались. Они сплавлялись по течению. В жаркое летнее время глубина реки уменьшалась до аршина (аршин – 0,711 метра), а в некоторых местах до двух четвертей (в одной четверти – 18 см). Берега реки крутые и достигали в высоту до пяти саженей (сажень – 2, 134 метра) по обеим сторонам, что не допускало ее разлива. Потому сплав барок с пристани был возможен даже с осадкой до девяти четвертей. Летом же сплав невозможен. Быстрота течения достигала 8-12 верст (верста – 1, 066 метра) в час по всей протяженности реки за исключением двух мест. Ход течения Лузы извилист, повороты круты и каждый такой поворот опасен для барок, поскольку масса воды устремлялась с одного берега на другой, бросая барки на противоположный берег. Сплав барок по Лузе был опасен и затруднителен. Однако недостатка в рабочих руках никогда не наблюдалось: заработки гнали людей на опасную работу. Со строительством железной дороги «Котлас – Архангельск» сплав барок с товарами с Ношульской пристани уменьшился на две трети. В конечном счете, сплав товаров к Архангельску прекратился. Склады и другие помещение пришли в негодность. В 1910-ом Ношульскую пристань закрыли.

Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?: Организация туристического культурно-исторического маршрута по важнейшим точкам села: Ношульской пристани, в том числе - храма святого апостола первомученика и архидиакона Стефана с.Ношуль, Алексеевского училища. Уроки для учеников СОШ с.Ношуль по краеведению,

Арт-объект Ношульскому баркасу планируем разместить на берегу  реки Луза в селе Ношуль. Открытая площадка располагается неподалёку от автомобильной дороги улицы Сердитова. От неё будет идти аккуратная дорожка, ведущая к памятному объекту. Вдоль неё планируем разместить 5 камней — символов пяти веков. Вокруг площадку будут обрамлять и оживлять декоративные кусты.  Летом -их  сочная зелень, в холодное время года — фигурные стриженные композиции кустов.

В центре площадки — баркас с надписью на борту «Ношульская торговая пристань». Флагшток с датой «1625 год».  Судно должно располагаться на постаменте из кирпича — олицетворения волн. Автором эскиза выступила уроженка Ношуля, общественный экскурсовод Галина Николаевна Смолева.

Примечательно, что рядом располагается памятник «Варягъ» памяти комендора крейсера «Варяг» А.Трофимову, уроженцу с.Ношуль. Это было бы прекрасным историческим дополнением  к истории Ношульской пристани.