Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» Роман Мельник принял участие в работе Общероссийского Конгресса муниципальных образований

Опубликовано: .

По какому пути пойдёт система местного самоуправления в регионах России? Как на эти изменения должно отреагировать законодательство? Есть ли в России позитивный опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления? Эти и другие вопросы обсуждали участники общероссийского заседания, которое прошло 1 июля в Москве. Его провели Совет Федерации совместно с Общероссийским конгрессом муниципальных образований (ОКМО) под председательством президента ОКМО Степана Киричука. Республику Коми представлял председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований», глава МОГО «Ухта» - председатель Совета Ухты Роман Мельник.
В повестке дня было девять вопросов, шесть из которых были организационные. Главным вопросом был доклад президента конгресса С.Киричука «О деятельности ОКМО в 2013 году и приоритетных направлениях деятельности в 2014 году», который в целом был одобрен участниками съезда.
Одновременно с обсуждением доклада выступающими широко обсуждались вопросы, продиктованные вступлением в силу федерального закона №136 от 27 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ему организация системы местного самоуправления возложена на власти субъектов РФ, которые должны принять соответствующие нормативно-правовые акты с учётом мнений представителей власти на местах, муниципальных депутатов и местных жителей.
Российскому правительству поручено оказать методическую и правовую помощь региональным властям при подготовке ими законов по местному самоуправлению. Будет проводиться постоянный мониторинг этой работы, а в срок до 1 сентября и до 15 декабря 2014 года президент России Владимир Путин планирует заслушать доклады о выполнении этого поручения.
Также в ближайшее время на федеральном уровне должны быть выработаны предложения о том, как упростить бюрократию в глубинке: не заставлять людей ездить в райцентр за госуслугами ЗАГСа и нотариата, а получать их в органах местного самоуправления.
На форуме выступил директор Департамента развития, комплексной оценки деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления Минрегионразвития России Кирилл Балашов. Он подчеркнул, что основная цель ФЗ-136 – найти баланс между полномочиями органов местного самоуправления и возможностями местного бюджета. Сейчас проводится огромная работа по подготовке необходимых изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, и в российское законодательство, регулирующее вопросы МСУ. В связи с этим муниципальным властям нужно будет постоянно «держать руку на пульсе», проводя «ревизию» своей нормативной базы, в том числе уставов.
Исполнительный директор ОКМО Виктор Панкращенко внёс предложение о том, чтобы члены Конгресса вошли в совещательные органы Минрегионразвития, которые будут обсуждать те или иные аспекты развития системы МСУ. Он также подчеркнул, что субъекты имеют право перераспределять полномочия, однако необходимо предварительно обсуждать это с муниципалами. «Это очень огромные возможности, но и одновременно огромная ответственность губернаторов», - заключил В.Н.Панкращенко.
На совещании выступили представители многих муниципалитетов. Заслуживает внимания информация Советов муниципальных образований субъектов РФ относительно форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Опыт Ленинградской области признан одним из самых успешных в части участия населения в принятии решений, касающихся жизнедеятельности муниципалитетов. Особенное развитие там получила такая форма работы как ТОС – территориальные организации самоуправления, которые объединяют как жителей подъездов многоквартирных домов, так и целые сельские поселения.
В рамках опроса ОКМО было выявлено отношение советов муниципальных образований к опыту Ленобласти по введению института старост. Особенностью подхода данного региона к вопросу обеспечения участия населения в осуществлении МСУ является наличие, во-первых, регионального закона, определяющего правовой статус старосты. Ключевой особенностью опыта Ленинградской области является государственное софинансирование затрат муниципальных образований на обеспечение работы старост.