Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

Материалы вебинара по контролю в сфере благоустройства.

Опубликовано: .

Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию материалы вебинара по организации муниципального контроля в сфере благоустройства.

Ссылка на запись - https://disk.yandex.ru/i/9IHupGSThPT3FQ 

Ссылка на сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2021 году - http://government.ru/news/45891/

Материалы доклада Заместителя начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства – начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Республики Коми Долгова Руслана Алексеевича


Актуально по состоянию на 01.07.2022.

Организация и осуществление

муниципального контроля в сфере благоустройства

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов (п. 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2) отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.

Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение правил благоустройства территории поселения, округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2 Закона о местном самоуправлении).

Организация и осуществление видов муниципального контроля с 01.01.2022 полностью регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о контроле порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

При осуществлении муниципального контроля могут применяться контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные ч. 2 ст. 56 Закона о контроле. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, осуществляются путем проведения контрольных (надзорных) действий, указанных в ч. 1 ст. 65 Закона о контроле. В частности, к таким действиям относятся осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов и другие.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры (ч. 1 ст. 61 Закона о контроле).

В случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона о контроле предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (ч. 2 ст. 61 Закона о контроле).

По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт (ч. 2 ст. 87 Закона о контроле). Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры (ч. 5 ст. 87 Закона о контроле).

Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году установлены постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 24.03.2022). Ключевые требования:

Во-первых, в 2022 году в рамках муниципального контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Данное утверждение также справедливо и для государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий).

Во вторых, в рамках муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации, по поручению Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

Положениями Федерального закона № 248-ФЗ и постановления N 336 не предусмотрены критерии для определения непосредственной угрозы причинения вреда указанным охраняемым законом ценностям. В указанном случае решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается на основании оценки конкретных обстоятельств. При этом оценка обоснованности такого решения дается органами прокуратуры при согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

Понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет наступление негативных последствий. Данное понятие включает в себя прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретного территориального образования) вреда определенной категории.

В-третьих, исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.

В-четвертых, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Указанные ограничения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении может являться невозможность оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава административного правонарушения, в связи с ограничениями, предусмотренными постановлением N 336. Одновременно в указанном случае допускается объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В-пятых, допускается проведение профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.