Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

Магомед Османов: «Ожидаем пересмотра налогов в пользу муниципалитетов»

Опубликовано: .

Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» Магомед Османов представлял наш регион на IV Съезде Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ). Масштабное мероприятие проходило 16 - 17 ноября в Нижнем Новгороде.

- Магомед Нурмагомедович, для чего представители регионов собирались в очном формате?

- Для обмена опытом и совместного обсуждения проблематики. В основном, в городах и районах вне зависимости от названия региона острые темы управления территориями схожи.

В первый день нам показали, как в Нижегородской области работают «Фабрики процессов эффективного управления». Нас, делегатов, разделили на группы для охвата нескольких городов, где действует этот проект. Я побывал в Дзержинске.

Всего в области дюжина таких фабрик. Их задача - обучение муниципальных служащих. 

- По типу «Муниципального факультета» в Коми?

- Да, идея в каком-то смысле схожа. Мы вот уже более четырех лет в рамках Ассоциации проводим образовательные семинары под брендом «Муниципальный факультет». Активно помогает и Администрация Главы Республики, и Государственный Совет, и сами администрации городов и районов, с радостью собирающие на лекции и деловые игры своих сотрудников, а также депутатов и глав поселений, актив ТОСов и других общественных организаций.

Вместе с тем, нам тоже есть, чему учиться у коллег из Нижнего Новгорода. В ходе общения с властями и общественниками Дзержинска мы узнали, как можно отойти от традиционно формата ежегодного формирования местного бюджета. Особенно в части исполнения 44-го федерального закона.

- В чем заключается их удачный опыт?

- Как вы знаете, при проведении госзакупок, когда заказы большие, цены поставщики охотно снижают – ради получения больших объемов. Так вот в Нижегородской области муниципалитеты собирают потребности всех подведомственных учреждений и проводят торги единым большим лотом. Это дает экономию бюджетных затрат за счет предложений со скидками, поступающих от участников конкурсных процедур.

Кроме того, учреждения заранее направляют в администрацию заявки, в которых перечисляют свои нужды. Чиновники, получив их, проводят рейды и если масштабы запросов подтверждаются, учитывают их при верстке доходов и расходов бюджета на предстоящий год. Это грамотный и рачительный подход, достойный заимствования.

- Помимо теории довелось ли на практике отработать какие-то новые навыки?

- Да, во второй половине первого дня мы участвовали в деловой игре на базе Корпоративного университета правительства области (КУПТО). Нас вновь разделили на группы. Каждая получила в качестве задания интересные и непростые с точки зрения поиска решений задачи (кейсы). Одни готовили свежие идеи по повышению имиджа представителей муниципальных властей. Другие думали, как и где найти средства на развитие населенных пунктов из внебюджетных источников.

- Вот это то, что точно актуально для Коми. И какие же выходы удалось найти?

- Мы составили алгоритм привлечения частных инвестиций за счет выделения в аренду муниципальной земли социально ориентированному бизнесу, готовому строить инфраструктуру для отдыха местных жителей и туристов. Решили, что даже, условно говоря, таким магнатам, как Илон Маск, готовы выделить участки..

Чем хороши проекты по увлекательному времяпрепровождению населения: это одновременно развитие и сети отелей, и точек общепита (кафе, рестораны…), и экскурсионных маршрутов, чтобы люди на любой их вкус могли подобрать себе отдых по душе.

Такие проекты неизбежно повлекут приток дополнительных доходов в местный бюджет города или района, а также повысят узнаваемость и известность территорий.

- Магомед Нурмагомедович, а что полезного узнали для себя на второй день съезда?

- Поскольку к нам приезжал первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко, мы заранее коллективно подготовили ему самые важные вопросы для понимания: в каком русле будет развиваться система местного самоуправления в стране.

Все делегаты оказались едины во мнении о том, что пока решать вопрос системного дефицита средств на исполнение тех полномочий, которые на города и районы возложены по 131-му федеральному закону. Кроме того, нехватка средств в последние годы увеличивается вследствие передачи на местный уровень тех обязательств, за которые отвечают региональные власти.

- Например?

- Да взять хотя бы тему предоставления жилья детям-сиротам. Несмотря на то, что это миссия субъектового уровня, приобретать квартиры обязывают органы власти на местах. А средств на покупку жилплощади выделяется кратно меньше, чем того требует масштаб очереди. В частности, в Ухте, руководителем администрации которой я являюсь, на сегодня накопилось порядка сотни решений судов в пользу этой льготной категории горожан. Я бы и рад всем выделить домашний очаг, но денег-то не хватает!

Каков итог? Приставы возбуждают производства и с исполнительными листами приходят в администрацию. За игнорирование решений судов грозит наказание. А это ведь не только штрафные санкции, но и риск привлечения к уголовной ответственности…

По ликвидации бездомных животных – та же ситуация. Агрессивные бродячие собаки – бич не только нашей Ухты, но и многих городов в разных уголках страны. Финансирования приютов, питомников, служб отлова остро не хватает.

- Сергей Владиленович проникся тем, о чем услышал от всех вас?

- Да, и мы благодарны ему за понимание наших чаяний. Он сообщил хорошую новость: в Москве уже ведется работа по подготовке изменений в законодательство для корректировки межбюджетных отношений. В начале 21-го века перераспределение налоговых платежей, собираемых на местах, в пользу федерального центра было необходимо, чтобы сохранить финансовую независимость государства. Консолидация тогда по всем фронтам экономики была важна из-за тотального безденежья, которое повлекла за собой перестройка и «лихие 90-ые».

Сейчас же, когда мы поступательно развиваем импортозамещение, когда крепко стоит на ногах банковская сфера, когда прогнозируема динамика инфляции, когда стабилен рубль, руководство страны готово пересмотреть распределение налогов так, чтобы на местах оставалось больше средств, нежели сейчас.

Я уже несколько лет служу Ухте, так вот не проходит и недели, чтобы кто-то из горожан не обратился ко мне по какому-либо острому вопросу, требующему муниципальной господдержки. Местная власть ведь - самая близкая к народу. И когда человек слышит в ответ на свою просьбу: «денег нет», у него возникает резонный вопрос-претензия: а какая же вы власть, если у вас нет средств?..

Так что все без исключения мэры в стране очень надеются в обозримом будущем обрести право оставлять в местных «кошельках» больше налогов.

- Магомед Нурмагомедович, информации по итогам Вашей поездки наверняка очень много. С учетом того, что съезд Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» намечен на февраль 2023-го, планируете ли в каком-то ином формате довести новости до коллег из городов и районов уже до конца этого года?

- На текущей неделе (с первого по третье декабря) в Ухте состоится съезд Союза городов Севера и Заполярья. К нам съедутся главы муниципалитетов из разных федеральных округов – я не только проинформирую их о решениях, прозвучавших в Нижнем Новгороде, но и обсужу с ними все сгенерированные идеи, чтобы выработать единую позицию по ключевым вопросам муниципального управления со всеми руководителями северных муниципалитетов.

Кроме того, доведу предложение делегатов съезда в Нижнем Новгороде об объединении всех общественных профильных структур под эгидой ВАРМСУ, которая готова взять на себя консолидирующую роль по продвижению местного самоуправления в России.

Беседовала Дарья ШУЧАЛИНА

Снимки из открытых источников

Прямая речь

Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко:

- Россия — огромная страна: трудно принимать решения, которые одинаково работали бы во всех регионах. На органах местного самоуправления основная нагрузка принятия оперативных решений на местах. Особенно в условиях внешнего давления на нашу страну, когда скорость принятия решений должна быть очень высокой.

Важно, что на съезд собрались представители муниципалитетов России, чтобы вместе решить, как развивать систему муниципального управления, сделать ее еще более эффективной.

Справка

Всероссийская Ассоциация развития местного самоуправления учреждена как национальная в мае 2019-го и переименована во всероссийскую в декабре того же года. В настоящее время в ее состав входят Советы муниципальных образований субъектов РФ.

Учредители - крупные и авторитетные общественные организации. В их числе Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО), Всероссийский Совет местного самоуправления (ВСМС), Союз российских городов, Международная ассамблея столиц и крупных городов, Ассоциация развития исторических поселений «Русская провинция», Ассоциация закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности, Ассоциация городов Поволжья, Союз городов Центра и Северо-Запада.

Основные цели и задачи ВАРМСУ:

  • подготовка предложений по разработке основ государственной политики в области развития местного самоуправления;
  • сбор и анализ предложений от Советов МО субъектов РФ, профильных и окружных комиссий по вопросам развития местного самоуправления;
  • формирование предложений по подготовке заседаний Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления;
  • подготовка ежегодных докладов о состоянии местного самоуправления в стране.