Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

Новости конгресса: Подходы к государственному и муниципальному контролю пересмотрят

Опубликовано: .

Общероссийский Конгресс муниципальных образований в качестве эксперта участвует в подготовке законопроекта, направленного на оптимизацию контрольно-надзорной деятельности со стороны государственных и муниципальных органов. Совместное заседание подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Межведомственной рабочей группы по разработке проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации состоялось 26 июня 2016 года.

Помимо обсуждения проекта федерального закона о федеральном, региональном и муниципальном контроле в РФ, в ходе заседания были рассмотрены ключевые показатели результативности стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В состав рабочей группы под руководством Министра Российской Федерации Михаила Абызова вошли председатели отдельных комитетов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, руководители подразделений ряда министерств и ведомств, представители некоммерческих и общественных организаций и др.

Проект федерального закона  «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» направлен на повышение уровня законности и безопасности, а также снижение избыточного административного давления на бизнес и оптимизацию расходов бюджета. Сегодня на федеральном уровне 50 федеральными органами исполнительной власти осуществляется более 150 видов государственного контроля. На региональном уровне осуществляется 42 вида госконтроля и 14 видов муниципального контроля.

При этом недостаточная эффективность контрольно-надзорной деятельности приводит к значительному ущербу. Ежегодно только от дорожно-транспортных происшествий, пожаров и алкогольных отравлений в России погибает более 50 тысяч человек. По предварительным оценкам общие потери, связанные с недостаточной эффективностью государственного контроля, могут составлять несколько сот тысяч человек в год, говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона. По целому ряду показателей, связанных с безопасностью, Российская Федерация уступает ведущим странам мира, а материальный ущерб во всех 156 сферах деятельности, в которых установлен государственный контроль, может составлять сотни миллиардов рублей.

По оценке Минэкономразвития, в системе контрольно-надзорных органов на федеральном уровне работают более 200 тыс. человек, а совокупные расходы на данную деятельность ежегодно составляют порядка 500 млрд. рублей. Издержки бизнеса от избыточного административного давления оцениваются от 2 до 5 процентов ВВП, то есть от 1,5 до 3,5 трлн. рублей. Таким образом, недостаточная эффективность госконтроля стоит обществу и государству сотен тысяч жизней, миллионов пострадавших, ста миллиардов рублей бюджетных расходов и нескольких триллионов материального ущерба и издержек бизнеса.

Реализация федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» позволит снизить эти показатели, а также снизить избыточное административное давление на бизнес, оптимизироваться людские, финансовые и материальные расходы на проведение контрольно-надзорной деятельности. Мировой опыт показывает, что показатели защиты охраняемых законом ценностей при этом вырастает, а число безрезультативных или низкоэффективных контрольно-надзорных мероприятий и связанных с ними бюджетных расходов снижается от 10 до 30 процентов. Согласно предварительных расчетов, после вступления в силу всех норм разрабатываемого закона и подзаконных актов к 2020 году снижение неэффективных расходов бюджета на контрольно-надзорную деятельность может составить до 50 млрд. рублей в год.

Реализация проекта предполагает проведение открытых конкурсов на выполнение работ и оказание услуг по внедрению в деятельность контрольных органов систем управления рисками, созданию государственной информационной системы управления рисками причинения вреда, оценки эффективности и результативности нормативно-правовой базы и актуализации обязательных требований, переходы на современные технологии работы инспекторского состава и т.д.

Законопроект, который должен быть подписан до конца текущего года, разработан во исполнение поручений Президента и Правительства. Он определяет правовые и организационные основы системы государственного и муниципального контроля в Российской  Федерации, принципы его осуществления и защиты прав граждан и организаций при его осуществлении. В законопроекте дается определение понятий государственного и муниципального контроля, целей его проведения, определяются органы государственного и муниципального контроля. Отдельной статьей раскрываются принципы организации госконтроля: законности, результативности, стратегической направленности, межведомственной ответственности, объективности, независимости, компетенции, пропорциональности, превентивной направленности, стимулирования добросовестности, разграничения полномочий, информационной открытости и ответственности органов, осуществляющих контроль. Вводятся общие подходы к оценке результативности контроля, требования к информационным ресурсам, определяется необходимость ведения реестра сведений о проведении госконтроля.

Новацией законопроекта является введение системы управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора. Предлагается создание национальной и ведомственных систем управления рисками, внедрение их в деятельность органов государственного и муниципального контроля. При этом будут учитываться степень тяжести несоблюдения организациями и гражданами обязательных требований, в результате объекты распределяться на категории: от чрезвычайно высокого до низкого риска причинения вреда). Это позволит уйти от «плоской», недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик или отраслевых особенностей. Это даст возможность сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.

Органы контроля будут анализировать поступающую в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию и выходить на проверку только в случае обнаружения существенных отклонений от нормальных значений.

Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска, грубых нарушителей законодательства в данной сфере. При этом в законопроекте предусматривается возможность освобождения от проведения плановых мероприятий объектов государственного и муниципального контроля и надзора, которым присвоена низкая категория риска. Систем управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.

Для каждой категории риска количество и частота проверок будут устанавливаться индивидуально, что позволит учесть недостатки федерального закона №294-ФЗ и оптимальным образом распределить усилия контрольно-надзорных органов на наиболее опасных направлениях.

Законопроектом сформирована система форм и мероприятий государственного и муниципального контроля и отдельное регулирование для каждого из них, раскрываются обязанности должностных лиц. Отдельная глава посвящена проверке как наиболее значимой и затратной форме.

Установлены права граждан и организаций при проведении контроля, порядок возмещения вреда, предусмотрены меры, направлены на реализацию права обжалования действий должностных лиц, как при проведении государственного и муниципального контроля, так и его результатов.