Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

Новости Конгресса: Муниципально-частное партнерство: в поисках ответов

Опубликовано: .

              Более 40 обращений, касающихся темы организации муниципально-частного партнерства, поступили в Общероссийский Конгресс муниципальных образований. Практика реализации положений Федерального закона 224-ФЗ, вступившего в силу с 1 января текущего года, вызвала множество вопросов, требующих скорейшего решения. Поэтому темой круглого стола, организованного совместными усилиями Общероссийского Конгресса муниципальных образований и Ассоциации малых и средних городов России, стало обсуждение развития муниципально-частного сотрудничества как одного из путей развития муниципальных образований, опыта реализации концессионных соглашений и доверительного управления муниципальным имуществом.
 К диалогу были приглашены не только представители муниципальных образований, но и те, от кого зависит решение вопросов совершенствования законодательства - депутаты Государственной Думы РФ, а также эксперты и представители бизнес-сообщества.
О том, насколько сложна и болезненна тема МЧП, говорили практически все выступавшие. Обойтись без привлечения частных инвестиций в такие знаковые отрасли, как социальная сфера, ЖКХ, благоустройство, дорожное строительство, в условиях дефицита бюджетных средств невозможно. Но пока вопросов по реализации закона об МЧП больше, чем ответов. Положительные примеры заключения и реализации концессионных соглашений сегодня существуют в основном на уровне крупных, недотационных муниципальных образований. Малые города и в особенности сельские поселения сталкиваются с проблемами порой непреодолимого свойства, так как инвесторы не торопятся выходить на торги, учитывая большой объем затрат и сложность получения прибыли.
Использование многолетнего зарубежного опыта, к сожалению, не всегда возможно в российских условиях, учитывая особенности экономической, политической и даже географической ситуации.
«Муниципалитеты сейчас поставлены перед необходимостью передавать коммунальное хозяйство в концессии. И на этот счет имеется положительный зарубежный опыт, но мы говорим об отечественной специфике. У нас, к сожалению, введение механизма заключения концессионных соглашений в ряде случав привело к резкому росту тарифов в том же ЖКХ. А люди должны получать качественные услуги за приемлемые деньги, - подчеркнул в своем выступлении Президент Конгресса, депутат Государственной Думы Виктор Кидяев. - У наших муниципалитетов подчас нет ни средств, ни специально подготовленных специалистов для решения этих вопросов. Но, как отметил в своем обращении к членам Федерального Собрания Президент России Владимир Владимирович Путин, Россия была и будет социально-ориентированной страной, где интересы жителей должны быть на первом плане. Поэтому нам необходимо проработать все вопросы, разработать пакет законов, а также планы, сопроводительную документацию, механизмы мониторинга, - все необходимые инструменты, которые позволят внедрить механизм муниципально-частного партнерства на практике. Требуется разработать модельные соглашения в рамках муниципально-частного партнерства в социально-значимых отраслях, чтобы муниципалитеты, особенно те, у кого нет средств на их самостоятельную разработку, могли использовать их. И к этой работе необходимо привлечь экспертов из профильных министерств».
Виктор Борисович призвал всех участников круглого стола к конструктивному, продуктивному и вдумчивому диалогу: «Рассматривая важный вопрос только с одной стороны, мы можем что-то упустить и принять неверное решение. Когда решение принимается коллегиально, вероятность ошибки значительно ниже. Красиво писать мы научились. Но итогом работы этого круглого стола должны стать конкретные предложения, которые могут быть направлены в профильные комитеты Государственной Думы для рассмотрения и принятия конкретных решений».
 С это целью необходимо максимально использовать ресурсы Конгресса муниципальных образований, а также активно привлекать к обсуждению Советы муниципальных образований, которые могут представить конкретный опыт, накопленный на местах. Вернуться к обсуждению вопроса с учетом уже конкретных предложений и наработок Виктор Кидяев предложил уже в начале следующего года.
О необходимости расширения форм партнерства между органами власти и бизнесом в социально значимых сферах говорил в своем докладе и Председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко. Он отметил, что наряду с государственно-частным и муниципально-частным партнерством необходимо законодательно закрепить понятие государственно-муниципально-частного партнерства, так как ряд вопросов невозможно решить только при участии всех трех сторон.
В качестве положительных примеров реализации механизмов МЧП Алексей Николаевич привел опыт работы Красноярска, Улан-Удэ, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Стерлитамака, Казани, Самары и ряда других регионов, а трехстороннего партнерства (МГЧП) - ЗАТО Северск (Томская область).
Реализация механизма МЧП зиждется на распределении выгод и рисков - это важно для выстраивания истинно партнерских отношений. Инициатива должна исходить от муниципалитетов, которые формируют запрос, а бизнес должен иметь возможность выбирать и определять условия.  Очевидно, что в условиях меняющейся экономики без привлечения средств в социальную сферу и сферу благоустройства, обойтись невозможно. Поэтому необходимо сделать эту сферу привлекательной для бизнеса. «Возможно, стоит рассмотреть вопросы обеспечения государственной гарантии привлечения средств в МЧП, - предположил Алексей Диденко. - Помимо этого необходима разъяснительная работа и активное информационное сопровождение, чтобы исключить коррупционную составляющую».
Заместитель Председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Сапко рассказал собравшимся о накопленном опыте реализации концессионных соглашений в городе Перми. По словам депутата, а в недавнем прошлом - главы этого муниципального образования, каждая вторая социальная услуга оказывается частным сектором. Это дает экономию около 200 млн. руб. бюджетных средств ежегодно. Кроме того, заключенное недавно концессионное соглашение в области водоснабжения позволит привлечь в эту сферу 3,25 млрд. руб. в ближайшие 10 лет.
Отдельно Игорь Вячеславович отметил проблемы, которые мешают реализовывать механизм МЧП в полной мере. Среди них, в частности, ограниченный перечень сфер применения, закрепленный в федеральном законе, невысокая заинтересованность партнеров в участии (т.к. отсутствует равенство участников), отсутствие гарантий публичного партнера от действий инвестора и ряд других.
О необходимости внедрять разные формы МЧП, не ограничиваясь только концессиями, в своем выступлении говорил Владилен Прокофьев - Директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города». Кроме того, он отметил, что необходимо разрешить объединять в рамках одного договора разные направления (например, водоотведение и водоснабжение) и разрешить заключать многосторонние соглашения, когда в качестве публичного партнера будет выступать не одно, а несколько муниципальных образований. Целесообразно создание частных гарантийных организаций, которые позволят, по опыту европейских стран, привлекать банковские ресурсы.
Также обсуждались перспективы введения налоговых каникул для инвесторов, включения экономически менее выгодных проектов в качестве социальной нагрузки в пакет МЧП-договоров по крупным объектам, предполагающим получение значительной прибыли и т.д.
По словам эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрия Хомченко, важно формулировать предложения в письменном виде и направлять их в профильные министерства и ведомства, в ФАС. Это позволит накопить «критическую массу» предложений, основанных на реальной правоприменительной практике, что приведет к необходимым изменениям в федеральном законе 224-ФЗ.
В ходе работы круглого стола был рассмотрен опыт внедрения механизмов МЧП в городах Азов (Ростовская область) и Шадринск (Курганская область), представленный Советником Президента Ассоциации малых и средних городов России Любовью Олейник.
О необходимости унификации нормативно-правовых актов и разработать модельный проект концессионного соглашения, в первую очередь с ориентацией на малые муниципальные образования, говорил   руководитель проекта «Вместе с тем» Дмитрий Кондратенко.
Подводя итоги круглого стола, и.о. Исполнительного директора Общероссийского Конгресса муниципальных образований Ольга Орешкина сказала, что сегодня необходимо сделать законодательство  в сфере МЧП удобным, понятым и, главное, применимым на практике. Для этого надо изучить разные стороны процесса и выслушать предложения всех сторон. Обсуждение темы осложняется новизной закона и отсутствуем наработанной повсеместно практики. Требует своего решения ряд актуальных вопросов, прежде всего - проведение унификации и уточнение  понятийного аппарата в законодательстве, разработка модельного проекта МЧП, развитие муниципальных кадров.

Однако сегодня на площадке Конгресса организован активный диалог с законодателями. Как подчеркнула Ольга Орешкина, Конгресс добивается того, чтобы голос муниципалитетов был услышан.