Сыктывкар, ул.Куратова 18, вход со двора, каб.3

+7(8212) 240 903

В Госсовете Коми обсудили проблемы и перспективы семейного образования на дому

Опубликовано: .

8j80l7YiGZk.jpgЮрий Викторович Болобонов руководитель дирекции Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми» и Дмитрий Владимирович Сизев председатель Ассоциации ТОС РК  приняли участие в заседании Общественного совета при Государственном Совете Коми, которое состоялось 19 апреля.

Открыл заседание Председатель Госсовета Сергей Усачев. «Вопросы народосбережения и демографии являются одними из основных в нашей стране, поэтому семье и всему, что с ней связано, уделяется особое внимание, - подчеркнул он. – Мы обсуждаем сегодня тему семейного образования, которое выбирают родители в силу тех или иных причин, как альтернативу классическому образованию в школе. Право выбора – это основа демократического общества. Но мы должны быть уверены, что выбирая семейное образование для своих детей, родители не ущемляют их права. И чтобы дети, находящиеся на таком обучении, достигали целей, которые ставят перед собой».

С основным докладом выступил заместитель министра образования и науки Республики Коми Олег Холопов. Он отметил, что количество обучающихся вне образовательной организации в последнее время растет. В этом учебном году на таком виде обучения находятся 998 человек. Из них 461 (46%) обучаются в семейной форме в 1-4 классах; 449 - в 5-9 классах; 19 - в 10-11 классах. Еще 69 старшеклассников занимаются в форме самообразования. Обучающиеся вне образовательных организаций проживают в 14 муниципалитетах республики.

При этом, по данным, предоставленным муниципальными Управлениями образования, большинство детей (67%) обучаются в частных организациях республики, не имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

131 человек (13%) обучается с применением дистанционных образовательных технологий/заочно в организациях, которые работают за пределами Коми (в Татарстане, Москве). 49 человек (5%) обучаются с репетиторами. О том, как проходит обучение еще 55 детей, информация отсутствует, поскольку родители не захотели сообщить эти сведения.

PDST6LVKFgw.jpg Y6hBLx-6_Vc.jpg 2piPeYQ787A.jpg
По данным Олега Холопова, основными причинами перевода детей на обучение вне образовательной организации являются: нежелание ребенка учиться в классе, выполнять школьные требования, распорядок; недовольство родителей и учеников условиями обучения (вторая смена, отсутствие учителей по отдельным предметам); наличие у ребенка трудностей в общении с одноклассниками и педагогами; желание получить более качественное образование в частных школах; религиозные взгляды родителей и другие.

Между тем, анализ результатов государственной итоговой аттестации таких обучающихся, проведенный Министерством за 2022-2023 учебный год, показал, что они, как правило, ниже средней отметки по соответствующему экзамену по муниципалитету.

«Министерство крайне обеспокоено ежегодным увеличением количества обучающихся вне образовательной организации и увеличением количества семей, не желающих сотрудничать с Управлениями образования по вопросу прохождения детьми промежуточной аттестации. Основания перевода детей на альтернативные формы обучения требуют комплексного анализа образовательной среды каждой школы муниципалитета», - заключил докладчик.

Вице-спикер Госсовета Коми Валентина Жиделева отметила важность представленной информации. «Имея полную картину, нам всем будет легче принимать какие-то решения», - подчеркнула она.

Депутаты и члены Общественного совета попросили уточнить, на какие компенсации вправе рассчитывать родители детей, находящихся на семейном обучении. Было отмечено, что компенсации родителям (законным представителям) на ребенка при получении им общего образования в форме семейного образования Федеральным законом об образовании не предусмотрены. Некоторые субъекты РФ самостоятельно ввели такие меры социальной поддержки (выплаты действуют, например, в Московской, Тульской и Свердловской областях). Однако Министерство образования Коми считает , что такая практика может увеличить количество нарушений прав обучающихся на получение качественного и доступного образования. К тому же дети на семейном обучении «уходят из поля зрения школьных психолого-педагогических служб и субъектов системы профилактики».

По итогам обсуждения в решение Общественного Совета при Госсовете Коми вошли несколько предложений. Среди них рекомендация Государственному Совету Республики Коми продолжить работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования реализации прав граждан на получение начального общего, основного общего образования в форме семейного образования.

Председатель Совета Людмила Афанасьева считает, что администрации органов местного самоуправления должны создавать условия, направленные на комфортное обучение детей в условиях образовательных организаций, а семьям с детьми, находящимися на семейной форме обучения, нужно разъяснять обязанности, которые ложатся на их плечи. Более активно должна вестись также информационная работа по вопросам обучения и воспитания детей. В том числе, о возможности участия таких детей в различных олимпиадах и конкурсах.

Все участники совещания сошлись во мнении, что Минобраз Коми и Рособрнадзор вправе предъявлять определенные требования к семьям, которые выбрали для своих детей альтернативную форму обучения. Делается это, прежде всего, в интересах детей, поскольку речь идет о качестве их образования.